Тантрическое Учение подразделяет всех
людей на три основных бхавы (характера): пашу, вира и дивья. Иногда
рассматриваются еще махапашу и асурья. Только пашу, вира и дивья имеют
отношение к людям, способным осознанно практиковать тантрическую садхану
(духовную практику).
Махапашу стоят вообще вне всякой
религии и ведут полускотский образ жизни. Это наиболее деградировавший во всех
отношениях тип людей, лишенных каких бы то ни было духовных запросов:
психически больные, наркоманы, алкоголики, бродяги, уголовники и т.п. Такие
"люди" живут лишь низменными инстинктами.
Асурья (демоничный) — обычно существо
нечеловеческой природы. Но демонический характер может проявляться и в людях.
Когда в человеке доминирует асурья-бхава, он с крайней ненавистью относится к
преданным Богу людям и вообще к любой религии. Часто такие "люди" отличаются
поистине звериной жестокостью, имеют особую склонность ко злу и насилию. Говоря
языком христианства, такой человек "одержим дьяволом", т.к. не
принадлежит самому себе, являясь слепой игрушкой в руках невидимых демонов
(асуров), хотя сам может считать себя "свободной и незакомплексованной
личностью". Махапашу и асурья являются тамо-йогья-дживатмами (душами,
связанными с материальным качеством тьмы, т.е. с тамо-гуной) и являются
существами с крайней степенью помрачения сознания. Такое помрачение делает их
практически невосприимчивыми к духовному знанию, и они обычно привержены
вульгарному материализму, воинствующему атеизму или же какому-нибудь
"культу" сатанистской направленности. Однако, и они способны Духовно
эволюционировать.
Пашу-бхава ("природа
животного") — первый и низший тип собственно человеческого характера. Это
своего рода "человек-животное". Слово пашу имеет несколько значений:
"животное", "живое существо", "душа",
"человек, следующий пашвачаре( "пути правой руки")",
"тот, кто связан узами (паша) неведения". Когда слово пашу
используется в широком смысле, то оно обозначает вообще любое живое существо (
дживу), душу — от божеств до микроорганизмов. В таком смысле его используют в
некоторых школах шиваизма, например, последователи школ пашупата и шайва-сиддханта.
Иногда словом пашу Тантры обозначают животных и существ, а также невежественных
и тамасичных людей, стоящих вне любой религии.
Например, в
"Куларнава-тантре" (1.69) Шива говорит, обращаясь к Шакти: "Сон,
совокупление и потребность в пище одинаково свойственны всем живущим. О
Возлюбленная, лишь обладатель знания именуется человеком, лишенный знания —
животное ( пашу)". В данном случае имеются в виду не только животные, но и
крайне невежественные люди, иногда именуемые в Тантрах махапашу. Но чаще всего
под пашу Тантры подразумевают именно низший тип людей, практикующих садхану.
Причем в этом случае только посвященный (дикшита) в садхану низшего уровня
(т.е. в практику нетантрических и низших тантрических школ "пути правой
руки") человек называется пашу. Совсем непосвященный (адикшита) именуется
махапашу.
В западных эзотерических традициях
(например, у гностиков и в каббале) тантрическому понятию пашу-бхавы
соответствует понятие "физического, плотского человека". В состоянии
пашу-бхавы находятся молодые незрелые души, у которых еще только начинает
пробуждаться духовное самоосознание. Как правило, пашу — это заурядный
среднестатистический обыватель, привязанный к миру страданий многочисленными
узами. Так "Парашурамакальпа-сутра" (10.70) перечисляет восемь уз
(ашта-паша), ведущих к порабощению души в сансаре (круговороте перерождений и
страданий): гхрина (ненависть, злоба), ладжджа (смущение, стыд), бхайя (страх),
шанка (суета, волнение, беспокойство), джугупса (отвращение, омерзение), кула
(семейство, клан, родословная), шила (обычаи и привычки) и джати
(принадлежность к определенной категории людей с момента рождения). В пашу
преобладает тамо-гуна (качество неведения, инертности и тьмы).
Поэтому пашу обычно ленив, пассивен,
не проявляет достаточной решимости в достижении духовных целей, сильно зависит
от всего того, что привязывает его к материальному миру. Такой человек не в
состоянии достичь Освобождения самостоятельными силами и нуждается в духовной
опеке. Пашу может принадлежать к любой религии (как правило, господствующей в
обществе), но непременно должен быть религиозен (а точнее,
"дхармичен"), привержен духовной культуре и этике. Поэтому пашу не
так уж и плох: это обыкновенный законопослушный и богобоязненный обыватель.
Совершенно равнодушный к религии и морали человек, не желающий даже внешне
считаться с общепринятыми в здоровом обществе нормами поведения и образа жизни,
опускается до уровня махапашу, стоящего гораздо ниже обычного пашу.
Благодаря упорным моральным усилиям и
благим кармическим заслугам пашу постепенно развивается в вира.
========================
Вира ("герой") — это и есть
настоящий человек, "человек-человек", победивший в себе пашу-бхаву.
Согласно "Камакхья-тантре", вира бесстрашен, целеустремлен,
непоколебимо движется к поставленной духовной цели, разумен, энергичен и очень
деятелен. Он не питает враждебности к другим и имеет особую, не всегда
объяснимую умом склонность к следованию Тантрическому Пути. Где бы вира ни жил,
он интуитивно тяготеет к практикам тантрического типа, ищет настоящего
тантрического Орун, как правило, оказывается приобщенным к Пути Тантры. Только
вира может быть посвящен в эзотерическую практику "тантры левой руки"
(вамачары).
А вот пашу, даже если он и питает
интерес к тантризму, может быть приобщен лишь к системе дакшиначары ("пути
правой руки"). На стадии дакшиначары он должен почитать Богиню-Мать в духе
искренней веры и преданности (бхакти), должен изучать тантрическую философию и
практику, чтобы обрести знание (джняна) и понимание целей и методов подлинной
Тантры. Он должен вести здоровый и высокоморальный образ жизни, чтобы служить
примером для подражания для всех окружающих. Садхака-пашу регулярно посещает
тантрический храм или дхармачакру (богослужебно-медитационное собрание)
тантриков своего круга посвящения. Основная форма дхармачакры, в которой пашу
может принимать участие, известна как Шива-чакра. Так пашу постепенно
прогрессирует духовно и вскоре достигает уровня виры.
В состоянии виры человек не довольствуется
уже пассивным ожиданием посмертного воздаяния — в раю или в следующих
перерождениях — за свои старания на земле. Он имеет сильную волю и ничем не
поколебимое желание достичь немедленного и необратимого Освобождения еще при
жизни, т.е. состояния дживанмукты. И ради этой цели вира готов на любые, даже
самые рискованные практики. Однако, вира, как и пашу, нуждается во всестороннем
руководстве со стороны гуру. Поэтому для него крайне важно обретение истинного
тантрического гуру, компетентного в обучении эзотерическим практикам
"левой руки", и включение в круг (чакру) посвященных вира-садхаков.
Такие посвященные могут участвовать в
мистериях Бхайрави-чакры и Йогини-чакры, где используются "5 М" в
непосредственно натуральном виде. Если садхана дакшиначары, практикуемая
садхаками пашу-бхавы, возможна даже без предварительного посвящения (хотя
руководство со стороны гуру и здесь крайне необходимо), то эзотерическая
вира-садхана без соответствующего посвящения вообще невозможна. Причем давать
посвящение вира-садхакам может далеко не каждый гуру, а только гуру
эзотерической (рахасья) традиции Тантры, непременно принадлежащий к одной из
парампар (линий преемственности) тантрических Учителей школы каула, т.к.
истинно тантрический гуру в принципе не может быть непарампарическим. Такой
гуру сам должен обладать выраженной вира- или дивья-бхавой.
=========================
Дивья ("божественный") —
это сверхчеловек, богочеловек, или "человек-бог" (от слова
"дэва", "божество"). В такой личности человеческое и
божественное находятся в полной гармонии. В состоянии дивья-бхавы пребывают
высшие Учителя и тантрические святые (сиддхи и махасиддхи). Нередко даже сами
слова "каула" и "сиддха" рассматриваются как синонимы
понятия дивья. Лишь человек с выраженной дивья-бхавой способен по-настоящему практиковать
садхану сиддхантачары и каулачары, высших стадий тантрической практики. Поэтому
только садхаки дивья-бхавы имеют привилегию участия в дивья-чакре
(таттва-чакре) — самой эзотерической тантрической мистерии — и по своему
желанию могут использовать или не использовать "5 М".
Дивья — это наиболее совершенный тип
человека. Живой пример таких богоподобных людей являли собой Рамакришна, Будда,
Иисус Христос, Чайтанья, Рамана Махарши, Бабаджи, Анандамайи Ма и многие другие
великие Учителя и святые. В состоянии дивья-бхавы человек смиренен и прост как
дитя и одновременно исполнен огромной силы и духовной мудрости. Он абсолютно
непретенциозен и чужд саморекламы, не жаждет власти или общего признания. В
любой ситуации и в любом статусе он неизменно удовлетворен и счастлив.
Фактически, дивья просветлен и свободен. Окружающие воспринимают его либо как
блаженного, либо обожествляют. Сам же дивья относится и к тем, кто его
оскорбляет, и к тем, кто его боготворит, с одинаковой любовью. Одна
"случайная" встреча с такой личностью способна изменить сознание
многих. Но встречаются подобные личности крайне редко. Особенно в наше время,
когда многие мошенники — часто называемые "бизнес-гуру" — пытаются
выдавать себя за " аватар" или "просветленных мастеров" (в
качестве примера можно упомянуть таких "просветленных" как Ошо
Раджниш, Секо Асахара, а также отечественных лжехристов Марию Дэви или
Виссариона).
Правильное понимание учения о трех
бхавах имеет исключительно важное практическое значение. В Тантрах даются
всевозможные методы (упайи) и практики как раз применительно к характерам
(бхавам) садхаков. Кроме того, сам тип тантрической садханы и соответствующая
ему ачара (путь, практическая система) сильно варьируют в зависимости от
степени зрелости чьей-либо души. А подобная зрелость выражается именно через
бхаву. Так пашу-бхава характерна для самых незрелых душ, воплощающихся в телах
людей с заурядным обывательским сознанием, в которых преобладает качество
тамаса (невежества и инертности). В вира-бхаве пребывают более зрелые души,
воплощающиеся в телах активных и энергичных людей с развитым интеллектом и
выраженной богонаправленностыо сознания, в которых преобладает качество раджаса
(активности и страсти).
Дивья-бхава свойственна наиболее
духовно развитым существам с преобладающим качеством саттвы (ясности и
благости) — богам (дэвам), светлым духам, святым и богоподобным людям.
Махапашу-бхава (как низшая разновидность пашу-бхавы) и асурья-бхава свойственны
существам, злоупотребившим своей свободой и силой и вовлеченным в процесс
деградации и духовной инволюции: в телах махапашу оказываются души минералов,
растений, животных, низших демонов и духов, а также самых деградировавших
"людей"; асурами (великими демонами) же становятся падшие боги и
сиддхи (тантрические святые и великие маги). При этом ни махапашу, ни асуры
вовсе не обречены навечно оставаться "проклятыми" и могут духовно
развиваться.
Постепенное преображение
"человека-животного" (пашу) сначала в "человека-человека"
(вира), а затем и в "человека-бога" (дивья) является одной из самых
главных практических целей Тантрического Пути. Причем при умелом и правильном
применении тантрических методов такого полного преображения человеческой
личности можно достичь даже в течении одной жизни.